Shutterstock/FOTODOM
Конечно, нельзя сказать, что нет проявлений положительных тенденций. Так, благодаря реализации региональных программ капитального ремонта обозначилась представительная прослойка собственников помещений в МКД, которые предпочитают заниматься приведением в порядок своих домов посредством спецсчетов. Также жители все более активно принимают участие в мероприятиях по благоустройству, причем не только в своих дворах, но и на уровне кварталов и микрорайонов. Но в целом ростки позитива пока слишком слабы, и ждать, когда граждане превратятся из обывателей в подлинных хозяев МКД, придется еще долго.
В связи с этим настоятельной необходимостью является снятие барьеров на пути домового самоуправления, заполнение законодательных лакун, снятие противоречий в нормативных актах, мешающих гражданам реализовывать свои права по дому и формирование культуры добрососедства. В том числе настала пора принятия рамочных документов, регламентирующих правила жизни и управления в МКД.
Сейчас комплекс предложений, направленных на формирование такой нормативно-правовой базы, рассматривается в профильных структурах нижней палаты парламента. Как заявила на днях заместитель Комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева, прежде всего необходимо создать для МКД устав, который расширит полномочия общего собрания собственников и даст им реальные возможности распоряжаться общим имуществом и средствами дома.
По мнению депутата, в настоящее время из-за несовершенства в законодательстве собственники «не превращаются в сообщество» и должным образом не выполняют свои обязанности. Это связано с тем, что они не имеют реальных возможностей распоряжаться общим имуществом дома, например, чердаками и подвалами, создавать свою придомовую территорию, контролировать денежные средства и работу УК. Поэтому необходимо усиливать поддержку активных собственников, в первую очередь за счет усиления роли органов местного самоуправления. В этих целях, предлагает Светлана Разворотнева, целесообразно было бы создать центры жилищного просвещения в муниципалитетах, а также помогать гражданам в формировании советов МКД, требование о создании которых зачастую не выполняется.
И конечно, любые вопросы, затрагивающие решения по собственности, должны быть подкреплены финансами. Сейчас многие активные жители тянут лямку обязанностей по дому совершено бескорыстно. При этом отсутствие материальной поддержки является ограничителям для тех жильцов, которые могли бы выполнять управленческие функции в МКД, но в силу разных причин не имеют возможности этим заниматься на безвозмездной основе. Наличие пусть и небольшого финансового вознаграждения могло бы стать мощным стимулом для таких граждан.
Наконец, нужно ввести процедуры, позволяющие соседским сообществам налаживать взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями и бизнесом. В целом же, вся эта проблематика могла бы быть в общих чертах отражена в будущем уставе МКД, который, оставаясь рамочным документом, стал бы своего рода конституцией, закрепляющей права и полномочия собственников помещений и задающей основные направления развития домового самоуправления.