Shutterstock/FOTODOM
Принятие такого закона давно назрело: некачественное выполнение работ при капремонтах является одним из наиболее частых нарушений при их проведении. В пояснительной записке к законопроекту его разработчики приводят данные, согласно которым претензии к подрядчикам есть у 30% жителей отремонтированных домов. И это явно заниженные цифры, так как граждане не всегда озвучивают свое недовольство, поскольку не верят, что от этого будет толк.
При этом даже если недоделки носят серьезный характер, сегодня очень сложно добиться их устранения. По информации Генпрокуратуры, в 2022 году было заведено более 200 уголовных дел, касающихся случаев хищений средств при проведении капремонтов, в 33 регионах была пресечена противоправная деятельность руководителей региональных операторов капитального ремонта и подрядчиков и т. д. Но это только верхушка айсберга: в стране каждый год капитально ремонтируется свыше 40 тыс. домов, на самом деле нарушений, в том числе и касающихся качества работ, на порядок больше.
Однако действенных механизмов для того, чтобы жители могли эффективно добиваться от исполнителей работ в доме устранения допущенных недоделок, до сих пор не было. И хотя в законодательстве содержатся нормы, регулирующие правила проведения гарантийного ремонта, они работают плохо, а компании массово уклоняются от таких работ. В итоге жителям ничего не остается, как идти в правоохранительные органы и суды, но это путь долгий и с непредсказуемым результатом — нередко разбирательства по подобным спорам тянутся годами, и компании-подрядчики за это время успевают уйти с рынка.
Разработанный депутатами законопроект нацелен на устранение таких проблем в системе капремонта. Как пояснил его автор, вице-спикер ГД Борис Чернышов, принятие этого законопроекта позволит обеспечить достижение двух целей: во-первых, за счет страховки оперативно устранять любые недочеты, допущенные в процессе капремонтов, а во-вторых, создать условия, при которых подрядчикам будет невыгодно плохо работать.
Закон уже получил поддержку представителей ряда комитетов Госдумы. Как считает член Комитета ГД по строительству и ЖКХ Сергей Колунов, законопроект обяжет подрядчиков на протяжении пяти лет после выполнения работ поддерживать качество капитального ремонта и устранять недостатки в течение 30 дней, то есть правильно, быстро и просто.
В свою очередь, зампред Комитета ГД по экономической политике Станислав Наумов отмечает, что внедрение страховых инструментов в систему капремонта носит исключительно позитивный характер и данная практика соответствует накопленному в мире опыту. «Со страховкой гражданам станет спокойнее, они будут уверены, что их деньги на ремонт дома потрачены эффективно», — считает законодатель.
По понятным причинам в пользу принятия законопроекта высказался и бизнес. В частности, его поддержали не только во Всероссийском союзе страховщиков, но и в «Деловой России» и Торгово-промышленной палате.
При этом эксперты указывают, что закон будет работать на очищение рынка ремонтных работ от недобросовестных компаний, ведь по аналогии с системой ОСАГО он предполагает, что цена страховки будет зависеть от страховой истории подрядчиков. В частности, для тех компаний, которые себя уже хорошо зарекомендовали, страховка обойдется дешевле. Соответственно, им проще будет получить допуск к работам на конкурсах.
Конечно, внедрение страховых механизмов несколько удорожит проведение капремонтов, поскольку подрядчики включат страховку в стоимость своих работ, но зато у жителей появятся гарантии, что потом они не столкнутся с большими издержками, если что- то пойдет не так. К тому же по сравнению с общей стоимостью работ по капремонту страховое покрытие будет небольшим и серьезно не скажется на жилищных расходах граждан.
Константин КРОХИН, председатель Союза жилищных организаций Москвы, член Комитета по ЖКХ ТПП РФ:
«Страхование капремонта станет дополнительным инструментом контроля за подрядчиками»