Shutterstock/FOTODOM
Но независимо от того, какой путь будет выбран, предстоит много работы по совершенствованию деятельности по управлению МКД. Сейчас эта сфера в значительной степени представляет собой малоуправляемый хаос, в котором комфортно себя чувствуют компании, не отвечающие высоким профессиональным требованиям. Отчасти такое положение дел предопределено несовершенством законодательства. Как напомнила в своем выступлении директор направления «Городское хозяйство» ИЭГ Ирина Генцлер, в настоящее время действуют два важных документа, которые регулируют такие взаимоотношения: «Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» и ГОСТ Р 56038-2023 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги управления многоквартирными домами. Общие требования». Но оба они имеют существенные изъяны. «В целом в законодательстве отсутствует понимание, в чем содержательная ценность профессиональной деятельности по управлению МКД, чем такая деятельность отличается от деятельности по содержанию и ремонту МКД, а также за что платят собственники помещений, оплачивая «услуги по управлению МКД» в составе платы за содержание жилого помещения», — считает Ирина Генцлер.
Закрыть эти лакуны призван подготовленный ИЭГ проект потребительского стандарта для взаимодействия собственников жилья с управляющей организацией (УО). Его создание полностью согласуется с положениями действующей Стратегии развития стройотрасли и ЖКХ до 2030 года, которая как раз и предусматривает внедрение единых правил при управлении и обслуживании МКД.
Стандарт находится в высокой степени готовности и был представлен Ириной Генцлер участникам мероприятия. В частности, в нем содержится определение деятельности по управлению многоквартирным домом и расшифровывается, в чем она состоит.
По словам Ирины Генцлер, стандарт — это своего рода система всех действий (услуг) по управлению МКД, некий толковый словарь. В нем все подробно расписано, и для каждого действия (услуги) стандарт определяет содержание услуги, требования (если существуют), какой результат надо достичь и как он может быть проконтролирован и задокументирован.
В стандарте кодифицированы направления (группы мероприятий) по управлению МКД. Всего он содержит более 60 услуг по девяти направлениям. Например, под кодом 110 понимается «Обеспечение содержания МКД технической документацией, техническими средствами и оборудованием», а под кодом 150 «Предупреждение и реагирование на аварийные ситуации».
Стандарт сможет взять на себя функции «языка», на котором «разговаривают» между собой собственники и представители УО. Как рассчитывают в ИЭГ, его использование позволит обеспечить одинаковое понимание потребителями и УО сущности каждой из предлагаемых и заказываемых услуг или работ и создаст базу для заключения договора по дому. Одновременно появится возможность контроля качества и станет легче рассчитать размер финансовых затрат на выполнение каждой услуги в МКД.
Ирина ГЕНЦЛЕР, директор направления «Городское хозяйство» ИЭГ:
«В перспективе работа в рамках стандарта упростит оформление договора управления МКД, поскольку присвоение кодов и описание всех услуг и работ в стандарте позволяет обойтись без детального их описания в тексте договора. Более того, могут быть разработаны стандартные формы для отражения в них результатов договоренности сторон по перечню работ и услуг»