Shutterstock/FOTODOM
Подготовка СП носит комплексный характер, так как кроме описания самих правил требуется разработка смет, учитывающих особенности жилого фонда в регионах, зависящие от климатических и прочих нюансов. В документе также должны быть уточнены условия отбора подрядчиков. И еще один немаловажный момент: в СП планируется зафиксировать стоимость капремонта для каждого субъекта РФ.
Как считает заместитель председателя Комитета по экономической политике Госдумы РФ Артем Кирьянов, различий между регионами очень много, поэтому будет правильно, если появится разбивка стоимости капремонта в зависимости от имеющейся в том или ином субъекте специфики. «Ведь когда стоимость капремонта МКД на Крайнем Севере и в южных регионах у нас одна и та же, то ничего хорошего в этом нет», — отметил «Стройгазете» депутат.
Что касается самого СП, то, по мнению Артема Кирьянова, такой документ безусловно необходим и будет востребован органами власти на местах, в регионах, поскольку им будет определятся в большей степени, чем сегодня, то, что можно и нужно делать в части капремонта.
Вместе с тем, эксперты «СГ» указывают и на целый ряд рисков. Так, фиксация цены капремонта поможет удержать стоимость работ по дому в четких рамках и станет определенным ограничителем для подрядных организаций. Плюс это создаст предпосылки для более жесткого контроля со стороны заказчиков хода исполнения работ подрядными организациями. Но, с другой стороны, вряд ли внедрение такого потолка можно охарактеризовать как рыночную меру. В ряде случаев слишком низкая стоимость работ может отпугнуть от их выполнения подрядчиков, что в свою очередь снизит конкуренцию на этом рынке и отразится на качестве работ. При этом надо иметь в виду, что во многих регионах и сегодня есть дефицит профессиональных строительных и ремонтных компаний, стремящихся осваивать эту нишу. К сожалению, при выполнении длительных контрактов нельзя исключить влияния форс-мажорных и прочих факторов, скачков цен на стройматериалы и комплектующие. Это тоже необходимо учитывать в своде правил, поэтому, возможно, ценовые показатели, которые в него будут заложены, должны носить в определенной степени индикативный характер.
И, разумеется, от самого проработанного СП мало проку, если работы будут вестись ненадлежащим образом, что, увы, происходит слишком часто. Поэтому, как подчеркнул лидер движения «Народный жилищный инспектор» Сергей Креков, следует изменить сам принцип проведения капремонта. «Дело в том, что подрядчики, которых нанимает региональный фонд, просто не умеют выполнять работы по капремонту в МКД. Основная проблема — необходимость активного взаимодействия с жителями, производство работ в их квартирах», — отметил общественник.
Во-вторых, самому фонду порой безразлично не только качество работ, но и материалы, с использованием которых они выполняются. И на практике берут самые дешевые из них. К тому же фонд не знает, что нужно или не нужно ремонтировать, что является приоритетом. Более того, этого не знают и сами жители, за исключением состояния мест общего пользования, и они точно не понимают ситуацию с приоритетностью работ. Также сегодня нет контроля стоимости и конкуренции, подавляющее большинство конкурсов заканчивается заключением договоров с единственным поставщиком, подавшим заявку. И наконец, при проведении капремонта нет задачи достижения конечных целей в виде продления срока эксплуатации дома или снижения коммунальных платежей благодаря проведению необходимых энергосберегающих работ по модернизации оборудования или капремонту. Да и сам перечень работ по капремонту требует расширения.
Исходя из этого, Сергей Креков считает, что Фонду капремонта нечего делать во всех процессах организации и проведения работ по капремонту. Его задача — сбор взносов, их сохранность и финансирование работ, тогда как все остальные вопросы должны лечь на плечи УК. И именно «управляшка» будет определять, что нужно отремонтировать, как провести тендер по выбору подрядчика, организовать его работы на объекте, осуществить их приемку.
Наконец, в основе всего должны быть решения собственников, на общем собрании утверждающих перечень работ, необходимых для проведения капремонта, стоимость по итогу состоявшегося тендера, размер взносов.
Сергей КРЕКОВ, лидер движения «Народный жилищный инспектор»:
«Необходимо кардинально пересмотреть сам принцип организации работ по капремонту. Фонд собирает средства и контролирует их целевое расходование. УК, управляя домом, знает, что и где нужно ремонтировать, а главное — как это организовать! Жители несут основную финансовую нагрузку и контролируют ее размер. Никакие своды правил ничего не дадут, пока не будет пересмотрен сам принцип!»