Shutterstock/FOTODOM
Согласно опросу, экологическая повестка как таковая сегодня важна для 63% россиян, причем из них 24% всегда были озабочены вопросами здоровой и безопасной окружающей среды, а еще 39% стали обращать на это внимание только в последние пару лет. Так, 18% экологией никогда не интересовались, а 13% потеряли интерес к этой проблеме на фоне событий последних двух лет. Остальные 6% затруднились ответить.
Уверенность россиян в том, что именно стройка провоцирует увеличение объема отходов, не беспочвенна. За 2023 год в России построили 110,44 млн кв. м жилья, что является абсолютным рекордом и на 7,5% превышает результаты 2022 года. Вместе с этим естественным образом растет и количество мусора, который вывозится со строительных площадок. По официальным данным, ежегодно в стране накапливается не менее 70 млн тонн строительных отходов. При этом на переработку отправляется в лучшем случае четверть от этого объема.
Эксперты выделили три ключевые проблемы, которые мешают отладить рециклинг стройматериалов в России.
В отличие от многих других видов отходов, остатки стройматериалов — значимый ресурс для вторичной переработки. Отходы, предназначенные для захоронения на полигонах, превращаются в перспективный источник сырьевых материалов. Так, каменную вату можно перерабатывать бесконечное количество раз без потери качества.
«С 2022 года все заводы компании в России принимают на переработку обрезки фасадных и кровельных плит из каменной ваты с крупнейших стройплощадок, а также остатки субстратов Гродан. За 2023 год компания переработала около полутора тысяч тонн остатков каменной ваты. Этот опыт позволил нам выделить ряд сложностей, которые не дают развиваться рециклингу стройматериалов в России. Мешают проблемы с логистикой, проблемы сортировки, а также непонимание ценности со стороны рынка», — рассказал технический директор компании «РОКВУЛ» Денис Романов.
Проблема №1. Отсутствие мотивации
Экологичная утилизация строительных отходов — это лишняя головная боль для любого застройщика. Непонимание ценности и отсутствие мотивации со стороны рынка является серьезным препятствием для развития вторичной переработки стройматериалов. На сегодняшний день складирование отходов на полигонах — это гораздо более простой, доступный, дешевый и понятный способ утилизации, нежели участие в проектах по рециклингу.
«Важно развивать экологическую ответственность бизнеса и поощрять те компании, которые заботятся об окружающей среде и заинтересованы в устойчивом развитии. Только так можно достичь перспективной цели, заявленной на ПМЭФ-2023: к 2030 году 40% отходов строительства должны участвовать в экономике замкнутого цикла. Для этого необходимо не только запустить новые мощности по переработке, но и поменять само отношение к вопросу», — считает Денис Романов.
Проблема №2. Трудности сортировки
Не всякий строительный мусор годится для переработки — отходы должны соответствовать определенным критериям, соблюсти которые не всегда удается. Так, в случае с каменной ватой главным требованием к качеству побочных продуктов является сорность — то есть, отсутствие посторонних включений (не более 1% от всего объема материала).
«Обрезки каменной ваты со строительных площадок перерабатываются прямым методом: они сразу подаются в установку дробления, после чего попадают на рециклинг. Наличие посторонних включений может нарушить работу установки, а также негативно повлиять на качество продукта. Отмечу, что в данном случае есть еще одно требование: влажность материала должна быть не более 1,5% по массе», — уточнил эксперт.
В поставляемых обрезках не должно быть других видов строительного мусора —пластика, металлических и деревянных предметов, стекла, пенопласта, стекловаты и т.д. То есть, внимательная сортировка отходов должна осуществляться уже на стройплощадке. Еще сложнее в случае с демонтажом сооружений: для последующего рециклинга здания должны не сносить, а буквально разбирать, чтобы получить пригодные для повторного использования материалы.
Проблема №3. Дорогая логистика
«Сегодня мы принимаем на переработку каменную вату как в виде остатков при монтаже, так и предназначенную для утилизации в результате строительства, капитального ремонта и реконструкции зданий. Подходит продукция любого производителя. Отходы в виде остатков каменной ваты — это побочный продукт строительства. А для перерабатывающих заводов — это сырье», — отметил Денис Романов.
Однако сложности с доставкой отходов от строительной площадки до места переработки упираются в дополнительные затраты на транспортировку. Зачастую это оборачивается для девелоперов более высокими расходами, нежели вывоз отходов на полигон.
Например, расстояние от Пскова до ближайшего завода, который принимает на рециклинг каменную вату, составляет около 450 км. Перевозка в таком случае обойдется минимум в 60 тыс. рублей, а вот стоимость отправки контейнера на ближайший мусорный полигон — всего в 18 тыс. рублей. С точки зрения бизнеса выбор очевиден.
Несмотря на все усилия по решению проблемы утилизации строительных отходов, вопрос их экологичного обращения стоит крайне остро. Переломить ситуацию могут инициативы, связанные с удешевлением логистики и сортировки, а также развитие экологической ответственности бизнеса.