• Виктор

Вернуться к прежней схеме: проблемы контроля за обслуживанием и эксплуатацией ВДГО и ВКГО


Shutterstock/FOTODOM

Глеб ГИЛИНСКИЙ, учредитель Ассоциации «Управленческие кадры городского хозяйства»:

По нормативам, газопроводы внутридомового газового оборудования (ВДГО), введенные в эксплуатацию больше 30 лет назад, эксплуатировать без проведения дорогостоящего технического диагностирования нельзя. Проводить его могут только специальные лаборатории, методика описана в приказе Ростехнадзора от 17 декабря 2013 года №613. Результаты обследования продлевают срок эксплуатации газопроводов не более, чем на пять лет.

Насколько можно судить по предложениям на рынке, такое диагностирование стандартной «хрущевки» будет стоить около 500 тыс. рублей, причем это затраты управляющей компании, не учтенные в тарифе на содержание и текущий ремонт, и, конечно, процент домов, где оно проведено, минимален. Эффективно проводить полную замену ВДГО в ходе капитального ремонта, но, к сожалению, региональные программы капремонта не учитывают специфики 30-летней эксплуатации газопроводов, а также зачастую привязывают срок этих работ к ремонту фасадов. В итоге основная масса домов, построенных до 1993 года, имеет вышедшие за проектные сроки газопроводы ВДГО.

Для повышения безопасности использования газа в быту нужно будет, во-первых, обеспечить установку во всех без исключения квартирах устройства системы автоматического контроля загазованности (САКЗ) с функцией принудительного перекрытия подачи газа. Немногие смогут самостоятельно закупить эти приборы, поэтому их необходимо установить в ходе планового технического обслуживания (ТО) внутриквартирного газового оборудования (ВКГО). Вопрос только: кто должен оплачивать эти работы? Граждане платить не будут, бюджеты — не имеют возможностей и оснований, вероятно, работы мог бы профинансировать поставщик газа при включении в тариф.

Во-вторых, необходимо выделение отдельных средств, например, из Фонда национального благосостояния, на замену всех газопроводов со сроком эксплуатации свыше 30 лет в рамках капитального ремонта, но вне плана и графика. Региональные Фонды капитального ремонта получат эти деньги на возвратной основе и вернут их за счет ежемесячных взносов собственников в течении 10-15 лет.

В-третьих, следует законодательно закрепить безусловное отключение газа у абонентов, не исполняющих свои обязанности по ТО ВКГО. Такое требование прописано в принятом Госдумой и Советом Федерации федеральном законе от 18.03.2023 №71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 ФЗ «О газоснабжении в РФ» и Жилищный кодекс РФ», вступающем в силу с 1 сентября.

При этом законодатель фактически сворачивает деятельность независимых газосервисных компаний (что, на мой взгляд, не является правильным решением) и возвращается к советской системе проведения ТО ВДГО и ВКГО силами газпромовских облгазов. Однако и сейчас ничто не препятствует облгазам проводить ТО ВДГО и ВКГО, и они являются крупнейшими игроками на локальных рынках с долей не меньше 30%, только доля эта год от года сокращается.

Логика подсказывает, что Газпром не сможет предложить жителям договоры с теми же расценками, что независимые компании, пользующиеся налоговыми льготами как предприятия малого и среднего бизнеса и, как правило, применяющие упрощенную систему налогообложения: только за счет НДС и Единого социального налога (ЕСН) у газового монополиста себестоимость оказывается выше на 35%.

Сложности, связанные с заключением договоров с миллионами собственников квартир и десятками тысяч управляющих организаций и низкая платежная дисциплина населения могут поставить выбранную схему в такое же сложное положение, в котором сейчас находятся региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Логичней вернуться к старой схеме полностью и включить ТО ВДГО и ВКГО в стоимость природного газа для потребителей, которые в конечном итоге и платят за безопасность на всем пути газа от месторождения до конфорки плиты.

Поскольку закон устанавливает на рынке фактическую монополию газораспределительных организаций на оказание услуг по ТО ВДГО и ВКГО, эти отношения не могут регулироваться договорными ценами. Существует приказ Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 №269-э/8 «Об утверждении методических рекомендаций о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», однако он носит рекомендательный характер. В сложившейся ситуации стоимость услуг ТО ВДГО и ВКГО в многоквартирных домах должна быть установлена в виде тарифа уполномоченным органом региона, для чего законодатель отнес их к регулируемым видам деятельности. Соответствующие изменения в законодательство внесены.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest