Александр Авилов/ АГН «Москва»
Ряд экспертов положительно оценивает намерения властей. Действительно, «классический документооборот» по мере развития электронных систем платежей все больше выглядит как архаика и бесполезная растрата ресурсов. К тому же циркулирующие в настоящее время платежные документы не отличаются единообразием, населению часто непросто разобраться в отображенной в них информации и понять, за что идет тот или иной платеж. «Сейчас единая форма платежной квитанции отсутствует, а показатели общедомовых счетчиков там не отображаются, — рассказал «Стройгазете» эксперт тематической площадки «Жилье и городская среда» Общероссийского народного фронта Павел Склянчук. — Чаще всего в квитанциях указывают только сумму расходов на общедомовые нужды, включая, например, уборку подъездов, но без подробной разбивки».
Имеющееся разнообразие коммунальных «жировок» является следствием наличия в законодательстве нормы о том, что порядок выставления платежного документа и его форма могут устанавливаться в договоре управления. Соответственно, отсюда и различие документов в разных домах, так как оно определяется представлениями собственников об удобстве таких квитанций и полноте их информационного наполнения. Правда, имеется и прообраз ЕПД. Его форма утверждена приказом Минстроя России еще в 2018 году, и по идее ее должны были бы клонировать все участники рынка расчетов, выставляющие требования потребителям за поставленные ресурсы и услуги. Но пока что эти управляющие организации (УК, ТСЖ, ЖСК, РСО, регоператоры по вывозу ТКО) предпочитают самостоятельно определять форму платежных документов, заниматься их доставкой и принимать по ним оплату. Региональные власти также за эти годы особо не стремились внедрять единые платежные документы — таких примеров почти нет кроме Санкт-Петербурга, где единый макет платежек используется с осени прошлого года, и Курской области, власти которой сейчас проводят апробацию ЕПД.
Подобная неторопливость имеет рациональные объяснения. Во-первых, выставление разных квитанций удобно многим потребителям, которые привыкли сами определять за что и в каком порядке они готовы платить. Во-вторых, организации-участники рынка хотят и дальше сохранять за собой право самостоятельно начислять плату, готовить платежные документы, доставлять их и принимать плату. Между ними и Едиными информационно-расчетными центрами (ЕИРЦ) и без того имеются определенные противоречия, спровоцированные борьбой за денежные потоки. Ресурсоснабжающие организации и управляющие компании видят в ЕИРЦ конкурентов, стремящихся единолично использовать все выгоды от доступа к платежам; их представители кулуарно выражают опасения, что в случае внедрения ЕПД расчетные центры начнут задерживать перечисление платежей за услуги поставщикам ресурсов и эксплуатантам объектов и прибегать к иным ухищрениям в целях наживы.
В любом случае, данная инициатива требует тщательной проработки и оценки рисков. Ведь пока не все граждане готовы «уйти в цифру», не всегда электронные сервисы справляются с потоками информации, а возможная монополизация ЕИРЦ прихода денежных средств может обернуться дополнительными издержками для потребителей.
Татьяна ВЕПРЕЦКАЯ, директор Национального жилищного конгресса:
«Единый платежный документ будет не только удобен для потребителей, но и позволит им экономить на банковской комиссии за перечисление средств по разным квитанциям»