Shutterstock/FOTODOM
Эту позицию недавно подтвердил министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин в ответ на информацию, которую до него довели депутаты Госдумы РФ. Ранее, обращаясь к главе Минстроя России, депутат Ольга Алимова отметила факты многочисленных нарушений, которые допускают концессионеры. В частности, после передачи им коммунальных объектов нередко приходится наблюдать ситуации, когда оговоренные в концессионных договорах работы не выполняются. Например, не производится модернизация таких объектов, инвестиции в целях замены на них оборудования и т. д. осуществляются в недостаточном объеме, но одновременно счета в платежных квитанциях собственников растут, причем высокими темпами. В качестве иллюстрации она привела ситуацию с ПАО «Т Плюс» в Самаре, которое подняло тарифы на услуги ЖКХ в декабре 2022 года примерно в два раза, а не на 9%, как в среднем по России. При этом компания не проводит работы по замене соответствующей инфраструктуры. Ввиду этого Ольга Алимова предложила привлекать к ответственности компании, не выполняющие свои обязательства.
Откликаясь на эту обеспокоенность, Ирек Файзуллин высказался за ужесточение контроля за коммунальными концессионерами. «Считаем, что их ответственность нужно повысить, — заявил он. — Соответствующая работа ведется министерством».
Отметим, что в российском правительстве придают большое значение участию концессионеров в модернизации ЖКХ. В частности, Минстроем России и госкорпорацией «ВЭБ.РФ» разработана программа обновления инфраструктуры водоснабжения и водоотведения, рассчитанная на 2024-2028 годы. Финансировать модернизацию планируется за счет концессий. Параметрами программы, которая будет реализовываться как в крупных, так и в небольших городах страны, предполагается привлечение денег инвесторов (15%), а также средств «ВЭБ.РФ» и коммерческих банков (85%) через инструмент фабрики проектного финансирования «ВЭБ.РФ».
В настоящее время, выполняя поручение вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, профильное министерство готовит предложения, уточняющие использование «водяных» концессионных механизмов в регионах.
Как считают эксперты, имеющиеся планы по обновлению различных сегментов коммунальной инфраструктуры действительно можно реализовать лишь при условии неукоснительного соблюдения обязательств всеми участниками концессионных соглашений. В то же время они отмечают, что, хотя число концессий в ЖКХ растет, эти темпы роста недостаточны. Одна из основных причин заключается в том, что не обеспечивается доходность возврата вложений, которая формируется исключительно за счет тарифов и предельных индексов. По социальным причинам обойти тарифные ограничения практически невозможно, несмотря на то, что Федеральной антимонопольной службой разработан механизм превышения предельных индексов. Необходимо искать иные пути повышения привлекательности, прежде всего нетарифного характера.
«С учетом износа инфраструктуры и достаточно жесткого регулирования, коммунальные концессии — не самый привлекательный сектор для частных инвестиций, — сетует управляющий директор по юридическому сопровождению Национального центра ГЧП Анна Батуева. — Поэтому актуальными являются меры, направленные на улучшение условий для инвесторов, субсидии по линии коммунальных проектов. Что касается имеющихся предложений по определению требований к участникам концессионных конкурсов, то они избыточны и их следовало бы устанавливать более адресно, дав право определять их концеденту, исходя из состава участников рынка на его территории».
Справочно:
По данным Минстроя России, на середину 2022 года в сфере ЖКХ насчитывалось 2,5 тыс. концессий (на 35% больше, чем в 2018 году) с общим объемом привлеченных инвестиций свыше 620 млрд рублей. Из этой суммы почти 90% приходилось на частные средства.