Shutterstock/FOTODOM
Согласно тексту закона, стороной концессионного соглашения, касающегося систем теплоснабжения, централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения или отдельных объектов таких систем, не может являться юридическое лицо, зарегистрированное в государствах или на территориях, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций. Таким образом, из числа потенциальных концессионеров исключаются компании, зарегистрированные в офшорах, перечень которых утверждается Минфином России. Запрет также распространяется и на компании, подконтрольные юридическим лицам, базирующимся в офшорах. Однако могут быть и исключения, и концессионером может являться российская компания, контролируемая юрлицом из офшора, если на этот счет правительство России примет соответствующее решение.
В качестве обоснования принятых изменений разработчики закона ссылались на соображения безопасности. По словам вице-спикера Госдумы Ирины Яровой, являющейся одним из авторов законопроекта, объекты водо- и теплообеспечения — это фактически объекты критической инфраструктуры, а применение закона повысит не только уровень безопасности, но и качество услуг.
В свою очередь, член Комитета Госдумы по экономической политике Сергей Алтухов привел экономические резоны для принятия закона, указав, что коммунальные сети в России находятся в катастрофическом состоянии и при утверждении тарифов на ЖКХ в них регулярно закладывают деньги на их модернизацию и реконструкцию, однако прибыль, которую получают офшорные ресурсные компании, выводится из страны, сети же остаются в прежнем состоянии.
Новые нормы должны исправить ситуацию. При этом в ближайшей перспективе будет действовать переходный период, так как закон вступит в силу с 1 сентября 2024 года и не будет распространяться на концессионные соглашения, заключенные до этой даты.
Эксперты напоминают, что новый закон является далеко не первым в парадигме той логики, которая приводится в обоснование его нужности: ранее уже был введен запрет на обслуживание многоквартирных домов управляющими компаниями, зарегистрированными в офшорных зонах, а еще раньше по этим же соображениям было запрещено акционирование водоканалов. Так что в нынешних политико-экономических условиях распространение деофшоризации на смежные сферы экономических отношений было неизбежным. К тому же сегодня смотрится анахронизмом то, что хотя в сфере ЖКХ заключено несколько тысяч концессионных соглашений, участвующие в них компании не обязаны раскрывать своих конечных бенефициаров. Таким образом действительно получается, что государство зачастую не знает, куда уходят доходы от реализации инвестиций в ЖКХ.
При этом решение установить достаточно длительный переходный период и не вводить ограничения в отношении уже заключенных концессионных соглашений выглядит весьма либеральным: во-первых, это исключает волну расторжений действующих (и работающих) договоров, а во-вторых, демонстрирует, что государство намерено соблюдать принятые ранее обязательства перед бизнесом. Вместе с тем, очевидно, что все офшорные концессии теперь будут находиться в зоне повышенного внимания контролирующих органов.
И несмотря на то, что в законе оставлена лазейка и правительство может принять отдельное решение, включающее «зеленый свет» для компании с офшорной привязкой, вряд ли можно считать, что это окажет благотворное влияние на инвестиционный климат. «По нашему мнению, в нынешнем виде закон будет работать на снижение числа возможных концессионеров, что отрицательно скажется на конкурентности рынка и может привести к увеличению стоимости проектов», — заявил «Стройгазете» эксперт на условиях анонимности.