Shutterstock/FOTODOM
С этого времени компаниям, которые не смогли пройти такую проверку, предоставлялась, согласно действующему законодательству, возможность продолжать работать в доме — но, разумеется, до тех пор, пока не будет выбрана новая УО или граждане и муниципальные власти не определят иной способ управления.
Эти добавления не устранили всех шероховатостей при перелицензировании. Как отметила заместитель главы Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева, проблемы были и остаются, и каждый регион их решал и решает, исходя из собственных представлений и задач. Так, например, в Татарстане, по мнению депутата, подошли к этому очень ответственно, начали работать заранее, и поэтому для компаний продление лицензий не стало неожиданностью. В других же субъектах у части управляющих организаций возникли сложности с соблюдением действующего порядка, что негативно отразилось на качестве обслуживания жилого фонда.
Все это вынуждает министерство продолжать корректировку нормативно-правовой базы и ее гармонизацию с нормами Жилищного кодекса. Недавно ведомством опубликован документ, который модифицирует приказ №938 (он регулирует порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ). Поправки вносятся в пункт 2 данного приказа. Ими с 11 марта устанавливается правило, что лицензия УО прекращает действие в случае, если ее срок не был продлен в соответствии с правилами Жилищного кодекса. А кодекс гласит, что лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта РФ, органом государственного жилищного надзора которого она предоставлена. При этом срок действия этого документа продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном правительством, и документ не подлежит передаче третьим лицам. Это уточнение не только устраняет одно из несоответствий между ЖК и нормативной базой, но и сужает возможности для получения отсрочек теми компаниями, которые не подготовились к перелицензированию.
По мнению главы Экспертного совета Ассоциации «Р1» (объединяет УО) Елены Шерешовец, изменения и инициативы последнего времени, касающиеся вопросов управления МКД, преследуют двоякую цель. С одной стороны, некоторые из них явно направлены на ужесточение правил лицензирования и контроля за этим процессом. Другие же идеи — и они выдвигаются довольно часто — предполагают переход к саморегулированию.
Но дальнейшее ужесточение системы лицензирования включает в себя введение ряда обязательных требований к УО и унификацию их работы. А если законодатели установят единые стандарты в сфере управления домами, то разницы между лицензированием и вступлением в СРО уже не будет.
«Ввести, например, единую форму договора управления даже неплохо: УО нужно будет менять только количество работ, услуг и ценник. У всех тогда одинаковая ответственность и общие положения, порядок взаимодействия сторон, что логично. Жалеть об этом будут разве что УО, обслуживающие элитные дома», — полагает Елена Шерешовец.
Елена ШЕРЕШОВЕЦ, глава Экспертного совета Ассоциации «Р1»:
«Наиболее вероятно, законодатели реализуют схему, когда будут гарантирующие УО, объединенные в СРО, и остальные компании. Всем, кто работает на рынке, стоит уже сегодня начать готовиться к этим переменам»