• Виктор

Задержки с ликвидацией: темпы сокращения числа свалок пока отстают от плана


Shutterstock/FOTODOM

На недавнем совещании Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, посвященном вопросам ликвидации объектов накопленного вреда и реализации «мусорной» реформы, представитель Счетной палаты (СП) РФ рассказал об итогах недавно проведенного аудита в субъектах и темпах ликвидации свалок.

Всего на эти цели за период 2019-2022 годов и 9 месяцев 2023 года было затрачено около 90 млрд рублей, и уже до конца года должно быть ликвидировано 110 несанкционированных свалок и 78 особо опасных объектов. Однако в реальности темпы избавления от накопленного на полигонах мусора не столь высоки. «По состоянию на 1 октября 2023 года ликвидировано 62 свалки и 74 особо опасных объекта», — привел цифры аудитор СП Сергей Мамедов.

Ожидается, что расхождений между запланированными и реальными цифрами в начале следующего года станет меньше: в статистику попадут результаты работы последних месяцев. Но имеющийся зазор между планом и реальностью сократится не критически. По крайней мере, предшествующий опыт об этом свидетельствует. Как напомнил аудитор, из-за неготовности субъектов изначально запланированные сроки реализации проектов перенесены. В результате по итогам 2022 года вместо 108 свалок ликвидировано только 58.

Таким образом, проверка выявила серьезные недочеты в исполнении мероприятий «мусорной» реформы и, в том числе, в темпах реализации программы «Чистая страна».

«Уже сейчас можно сказать, что, несмотря на большую работу Минприроды и публично-правовой компании «Российский экологический оператор» (ППК РЭО), реализация «мусорной» реформы, к сожалению, вызывает обоснованные опасения. Темпы создания объектов по обработке и утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) пока недостаточны. В 2022 году уровень утилизации вырос по сравнению с 2019 годом на 7%, но при этом составил лишь порядка 12%», — выразил сожаление Сергей Мамедов.

К этому можно добавить, что Счетная палата не смогла даже оценить корректность и объемы израсходованных средств, в чем виноваты не только региональные власти, но и законодатели, затянувшие с нормативным обеспечением «мусорной» реформы. Прежде всего, был слишком поздно принят Федеральный закон №449-ФЗ, предусматривающий, в том числе, подтверждение прекращения негативного воздействия объекта на окружающую среду в результате его ликвидации. В СП говорили о необходимости такого закона в течение более двух лет, но он вступил в силу только в августе этого года.

Впрочем, теперь этот недочет устранен и, по мнению Сергея Мамедова, темпы постановки на учет объектов накопленного вреда возрастут, как и прозрачность расходования средств. Собственно, на днях это уже произошло: 1 декабря в РЭО заявили, что в соответствии с положениями закона начали использовать в работе государственную информационную систему учета ТКО (ФГИС УТКО).

«РЭО приступил к эксплуатации ФГИС УТКО, призванной сделать прозрачной отрасль по обращению с отходами, что, в свою очередь, позволит принимать решения по развитию отрасли обращения с ТКО в регионах, по тарифному регулированию, а также по оснащению техникой и развитию инфраструктуры.

Как оператор системы РЭО сможет агрегировать информацию о положении дел в отрасли», — сказал гендиректор компании Денис Буцаев. Как рассчитывают в СП, работа системы позволит подстегнуть темпы создания объектов по обработке и утилизации отходов, а также предоставить возможность федеральным и региональным властям более эффективно управлять отраслью по обращению с ТКО.

Кроме того, работа ФГИС УТКО поможет сделать отрасль более публичной. «Мы создали систему, дающую возможность нашим гражданам осуществлять общественный контроль», — заявил Денис Буцаев

Кстати:

Во ФГИС УТКО будет заноситься целый набор данных. В том числе, она будет содержать сведения о контейнерных площадках и количестве отходов, о зонах деятельности региональных операторов и источниках образования ТКО, а также об объектах обращения с отходами. Помимо РЭО, данные в созданную систему обязаны вносить органы исполнительной власти регионов, местного самоуправления, регоператоры по обращению с ТКО, а также юридические лица и предприниматели отрасли. Первая информация должна появиться в ФГИС до конца года.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest